Поза сна - о чём говорит тело во сне?

К достоинствам метода «ночного языка тела» относится то, что он отвечает всем требованиям к визуальным наблюдениям: в оперативном плане легкость получения результатов наблюдения, которые являются высокоинформативными, психологически точными и обоснованными. 
Анализ поз во сне позволяет строить поведенческий профиль личности на базе наблюдений за пластикой спящего человека.

Информативность наблюдений и точность интерпретаций считается не хуже, чем при анализе других выразительных движений — мимики, жестов, дыхательных движений и т.д.

Изучение и оценка поз спящего человека представляют собой относительно свежие идеи психологической мысли, прошедшие клинические подтверждения.  

Постулат метода заключается в том, что имеется прямая связь между положением тела во сне и общим стилем жизни человека. То, как спит человек, отражает то - как он живет.
Внимание наблюдателя должно концентрироваться на исследовании основной позы, которую человек принимает во время сна. Таким образом, наблюдение за спящим человеком позволяет изучить глубины его психики, которые в нормальной дневной деятельности им, возможно, искусно маскируются или скрываются.

Тезис начала двадцатых годов о том, что изменения пластики человеческого тела в различных фазах сна, выражаемые в позах сна данного человека, могут служить индикатором линии его поведения, получил подтверждения в последние годы благодаря разработкам американского психиатра-психотерапевта С. Данкелла.

С. Данкелл обосновал, что позы во время сна представляют собой продолжение оборонительных поведенческих маневров объекта.

Стандартные защиты можно наблюдать в позах, принимаемых в «зоне сумерек», то есть когда человек, лежа в постели, расслабляется и готовится провалиться в сон. Такие позы автор метода назвал «альфа-позой». Они меняются с началом полного сна и переходят в характерологическую позу — «омега-позу», которая, как правило, является предпочтительной в течение всей ночи. Именно омега-поза олицетворяет фундаментальные аспекты образа жизни объекта. Человек может менять позы, но регулярно будет возвращаться в доминирующую, отражающую особенности его характерологической защиты. Обычно в этой позе он и просыпается утром.

Толкование поз основывается на их конфигурации и охвате «постельного пространства».

В течение ночи человек может принимать не одну основную позу, двигаясь в среднем от двадцати до тридцати пяти раз за ночь. Охваченный беспокойством человек может совершать и более сотни движений за ночь. По некоторым данным, человек принимает до дюжины различных основных поз за ночь. Однако многие из таких положений — это зеркальные отображения других поз, по сути являющиеся одним и тем же психическим проявлением. Кроме того, многие позы принимаются лишь на короткое время, и в сущности являются просто переходными или промежуточными позами, не имеющими специального значения. Если исключить зеркальные и промежуточные позы, то большинство людей принимает за ночь только две-три позы, характеризующие поведение человека. Только когда поза принимается как предпочтительная на большую часть ночи, ей можно дать поведенческое толкование.


Поза описывает все дискретные и характерологические защиты. При этом самих базовых поз и соответствующих им интерпретаций всего четыре. Они приводятся ниже в том виде, как они определены автором:

Поза «зародыш». Внешние проявления: человек лежит на боку, свернувшись калачиком с подтянутыми к подбородку коленями, руки и ладони образуют кольцо, обхватывая колени или подушку. Человек как бы свертывается вокруг некоей оси — сердечника. Постельное пространство занимается в углах, обычно верхних, лицо отворачивается от стены.

Интерпретация:
скрытое лицо и большая часть внутренних органов, закрытый руками центр тела говорят о человеке, сопротивляющемся попыткам подвергнуть себя полному, открытому опыту радостей и огорчений жизни, человек еще не осмеливается развернуться и подставить себя событиям жизни. Не позволяя себе раскрыться, в жизни такие люди проявляют сильную потребность в защите и в «сердечнике», вокруг которого они могут организовать свою жизнь и от которого могут зависеть. Линия поведения — зависимая, обеспечивающая безопасность со стороны более сильного.

«Простертая» поза. Внешние проявления: лицо вниз и набок, человек лежит на животе, обычно с руками, закинутыми выше головы, вытянутыми ногами и слегка раздвинутыми ступнями. Поза отражает попытку обрести господство над постельным пространством.

Интерпретация: защита от неприятных сюрпризов, потребность регулирования жизни, избегания неожиданных неприятностей, включая опоздания и негативную реакцию на опоздания других. Такой человек печется о мелочах, обязателен, точен и аккуратен. Если что-то препятствует его доминирующим потребностям — человек удвоит силы, чтобы привести мир в соответствие своим требованиям. Повышенная чувствительность к неожиданности может проявляться в стремлении спать по диагонали, достигая этим еще более полного господства над миром сна.

На спине или «королевская» поза. Внешние проявления: человек лежит на спине лицом вверх, руки и ноги вытянуты вдоль туловища, расслаблены, слегка раскинуты. 

Интерпретация: показатель чувства безопасности, уверенности и силы личности. Они чувствуют себя как рыба в воде, открыты всему, рады давать и принимать от жизни все доступное. Разновидностью позы на спине является «морская звезда», при которой человек широко раскидывает руки и ноги. Поза символизирует явное смещение акцента с самоуважения на самовозвеличивание, демонстрацию потребности контролировать ситуацию.

Поза «полузародыш». Наиболее распространенная поза, то есть на бок со слегка подтянутыми коленями. 

Интерпретация: хороший «здравый смысл», адекватность личности окружающему миру — ее уравновешенность и надежность. 
Приспособленческие способности личности не связаны с чрезмерными нагрузками. Такие люди не очень ранимы, не ищут защиты перед лицом неопределенного будущего.

Четыре основные позы определяют общий смысл, но он подчеркивается или существенно модифицируется положением рук, ног и других «малых» частей тела. К «малым» частям тела С. Данкелл относит пятки, лодыжки, запястья, локти, голени, бедра и даже ягодицы. Положение рук и ног наиболее важно, но и то, как расположены «малые» части тела, сообщает позе более сложный смысл, а иногда даже меняет ее общую тональность.

Положение ног во сне свидетельствует о том, как человек движется по жизни. Многие люди как бы ухватывают ногами постель или подсовывают одну или две ноги под матрас. Как правило, такие люди консервативны, сопротивляются переменам в жизни, с осторожностью относятся к неизвестному и неожиданному. И наоборот, отказ полностью подчиниться и согласовать себя с действительностью и принятыми нормами может проявляться в свешивании ноги или ног с края или конца постели. Скрещенные лодыжки могут характеризовать «стреноженную личность», опасливую, безынициативную, слабовольную и неспособную к самомобилизации. Склонность к комфорту выдают сложенные «бутербродом» ноги, когда одна нога располагается в точности над другой: бедра, колени и лодыжки обеих ног соприкасаются друг с другом. Такие люди стремятся вписываться в ожидания других и избегают конфликтов.

Активность и напористость личности может выглядеть в форме постоянной готовности шагнуть в дневной мир, что проявляется в вытянутом положении ног. Если же выпрямленной оказывается только одна нога, а другая при этом оказывается согнутой в колене под острым углом, причем ступня иногда подсунута под голень вытянутой ноги, а иногда лежит на ней, — то это говорит скорее о двойственности натуры, колеблющейся между агрессивностью и пассивностью, концентрированностью и расслабленностью.

Положение рук во сне также может указывать на напряжение или расслабление. Если человек во сне за что-то держится — это признак зависимой натуры. Такой человек может оказаться прилипчивым, несамостоятельным и не позволяющим себе оставить какую-то опору и ощущать себя самим собой. Следует также учитывать, что рук у нас две. И между ними возможны противоречивые расположения.

Например, когда одна рука сжата, в то время как другая свободно свисает с постели. Это выражает двойственность личности и характеризует индивида с сильным элементом зависимости, который однако, отказывается этой зависимости полностью подчиниться. Такая двойственность, выраженная руками, определяет наличие конфликта между потребностью твердо держаться и потребностью расслабиться и обычно проявляется во взаимоотношениях с людьми. Конфликт раздвоенной личности может выразиться как в поиске сильного партнера, так и в беспокойстве, если этот партнер потребует высокой эмоциональной отдачи.

Конкретные положения рук, как правило, связаны с основными позами сна. Для человека, спящего на боку в типичной позе «полузародыша», вполне естественно держать руки перед туловищем на уровне груди. Люди, лежащие на спине в «королевской» позе, чаще всего держат руки на матрасе, по бокам туловища, причем ладони согнуты, демонстрируя максимальную способность воспринимать внешний мир. В случае «простертой» позы руки обычно вытянуты выше головы, а локти согнуты.

Однако руки могут привнести в интерпретацию основной позы и новое значение. Так, в «королевской» позе прочно переплетенные руки, поддерживающие живот, или сложенные на животе одна над другой, требуют другого толкования, нежели базовое: это защитная поза. Вытягивание рук над головой тоже многозначительно. Для лиц, использующих свои интеллектуальные способности в качестве основного вида защиты, характерны руки, закинутые за голову в позе на спине, когда голова покоится между ладонями, а локти разведены в стороны. Полностью вытянутые вверх руки в той же позе означают слабоволие, бездействие и пассивность личности. Промежуточное положение рук, как если бы человек держал над головой гриф штанги, символизирует чувство удовлетворения. Значение имеет также и положение кистей. Например, сжатые кулаки на груди лежащего на спине человека совершенно недвусмысленно демонстрируют его агрессивное внутреннее состояние.

При анализе поз во сне необходимо также учитывать их динамику. В зависимости от изменения жизненной ситуации меняются и позы сна, отражая новый тип поведения. Например, человек ложится спать в позе на спине, затем засыпая, переворачивается на бок.

Интерпретируя такое изменение, можно предположить, что этот человек находится в плену иллюзий, оценивая себя самого как властелина своего бытия, но глубинное отношение к жизни, более правдивое, находит свое проявление, раскрывая наблюдателю чувствительный тип личности, принимающей вещи такими какие они есть. Первоначальная альфа-поза представляет всего лишь один аспект личности, но не главную ориентацию.

Тело во сне выражает всю личность и структуру ее отношений с внешним миром, привычные формы защиты и скрытые в глубине души конфликты. Когда жизнь искривляется, тело в темноте ночи связывается в узлы, выражая повороты и изгибы нашего бытия.