Чихай и кашляй как профессионал!


Чихают и мужики, и полицмейстеры, и иногда  даже и тайные советники. Все чихают. А. П. Чехов
На сайте некого доктора С (Dr. C) - есть руководство по чиханию. Мне понравилась фраза: "Sneeze and cough like a pro", которая в переводе на русский означает: Чихай и кашляй как профессионал.

Пара интересных фактов о "чихе"
- Как-то 12 летняя англичанка Донна Гриффитс страдала от длительного приступа чихания. Донна чихала в течение 977 дней (с января 1981 по сентябрь 1983 года). Вначале она чихала каждую минуту, но когда дни стали превращаться в недели, а недели в годы, она стала чихать немного реже – каждые пять минут
.

 - Однако что мы знаем о чихании? До недавнего времени никто и не подозревал, что манера чихания у каждого разная, и что она является ярким проявлением внутренней индивидуальности.
К такому выводу пришли американские ученые во главе с профессором психологии Патти Вуд. Они выделили четыре основных типа чихающих, основываясь на манере их чиха и психологических особенностях.
1.Энтузиаст - чихает громко, с душой. Обычно это харизматическая личность, оказывающая влияние на окружающих. У такого человека много интересных идей, и он может воодушевить других на их воплощение в жизнь. Он открыт для новых людей и возможностей. Хороший собеседник.
2.Педант - чихает скрытно и тихо. Лучше стерпит, чем заденет кого-либо своим чихом. Для такого человека важнее всего отношения с окружающими. Всячески старается избежать конфликтов. Терпимый, спокойный, иногда зависимый от окружающих. Хороший слушатель и помощник.
3.Мыслитель - чихает умеренно, с чувством собственного достоинства. В лучшем случае прикрывает рот платком или рукой. Как правило, это человек рассудительный. Всегда обдумывает свое следующее высказывание.
Замечает ошибки других. Это человек широких взглядов, у которого на все есть свое мнение. Однако его он выражает крайне редко. Любит читать книги, которые заставляют задуматься. Всю работу выполняет самостоятельно. Отдыхает обычно дома, наслаждаясь одиночеством.
4.Одиночка - чихает быстро и зычно. Без промедления. Это, как правило, человек решительный и быстрый, требующий от окружающих того же. Не имеет привычки полагаться на других. Лидер. Хороший руководитель. Не любит, когда его используют.
В следующий раз, когда вы увидите, как кто-то чихает, присмотритесь - может быть у вас с этим человеком есть много общего!?
-Животные тоже чихают?
При наблюдении такого  чихания у животных, владельцы думают, что у животных проблемы со здоровьем, на самом деле это не так. Животное находится в нормальном состоянии как до, так и после такого чихания. К примеру, во время  чихания собака делает быстрый и длинный вдох, замирает и вытягивает шею. Затем производится громкий фыркающий звук, который может заставить вас подумать, что собаке попало что-то в нос. 
Такое чихание длится от нескольких секунд до минуты. Некоторые владельцы животных утверждают, что длительность такого чихания  всегда  разная и  причины такого чихания до сих пор не известны!
- Мужчины чихают сильней, чем женщины? Скорость выдыхаемого воздуха при чихании составляет в среднем 150 км/ч. В процессе чихания участвуют мышцы лица, горла и грудной клетки. Поэтому, молодой здоровый мужчина, скорее всего, будет чихать с большей силой, чем более взрослый человек. Однако сила чихания зависит от ряда факторов, и поэтому, утверждать, что мужчины чихают с большей силой, чем женщины, было бы неверно.

- Останавливается ли сердце во время чихания? Многие утверждают, что во время дыхание наше сердце на какое-то время перестает работать. В какой-то степени это правда, однако вы не почувствуете изменение ритма сердцебиения. Когда мы чихаем или кашляем, в грудной клетке образуется так называемое позитивное давление. Именно это давление и создает миф о том, что сердце останавливается.
"Чихание" сводится в сущности к следующему: прежде всего происходит продолжительное, глубокое вдыхание, посредством которого лёгкие хорошо наполняются воздухом; вслед за этим отверстие, ведущее из глотки в рот, закрывается вследствие сокращения передних дужек зева и опускания мягкого нёба. Затем наступает внезапное сильное выдыхание и все выдыхательное дуновение проходит исключительно через нос, в силу вышеуказанных условий. Таким актом прогоняются из носу всякие инородные частицы или пахучие вещества, раздражающие слизистую оболочку носа..." 
Когда мы чихаем, не прикрываясь носовым платком, то из нашего носа наружу вырывается более 100000 бактерий.Но что бы ни было причиной чихания, что же делать?

- Как же правильно чихать? Прикрываться  рукой?  Но, бактерии могут попасть на других людей, а так же могут распространится через ваши руки, покрытые "чихом". Это опасно  не  только  для окружающих! Чихание в рукав помогает остановить вирусы- это более безопасный вариант.  
Нет рукава? Платок или салфетка тоже подойдут, но очень часто вы попадаете на руки. Не забывате незамедлительно мыть руки, и выбросить использованый платок (в мусорное ведро а не на пол!). Как только в носу начинает что-то щекотать, остановить процесс чихания уже практически невозможно, хотя время  чихания можнозначительно сократить, если  зажать ноздри  рукой! Но вы должно быть замечали, что после чихания чувствуете себя намного лучше, а ведь на это есть свои причины. Чихание – это один из способов, как наш организм избавляется от вредных веществ, которые попадают в наш организм. Нос напоминает своего рода фильтр, который очищает поступающий воздух от бактерий и других вредных веществ. Поэтому, когда в нашем носу собирается слишком много вирусов и бактерий в результате болезни, большого скопления пыли, или в результате аллергии, то в носy происходит раздражение нервных окончаний и все вредные вещества выходят вместе с потоком воздуха.
Удивительно то, что некоторые люди могут чихать даже от яркого солнечного света! Ученые объясняют это тем, что ультрафиолетовые лучи солнечного света раздражают обонятельные рецепторы.  
-Почему мы желаем здоровья тому, кто чихнул?
- В Библии чиханье напоминает о Господе, у Гомера — о Зевсе, вера Пенелопы в Одисеии: " Пенелопа, обнадеженная доброй вестью, ждет чужеземца, негодуя на пирующих здесь же женихов и мечтая, чтобы весть об Одиссее оказалась правдой:
...Наш дом разоряется, ибо уж нет в нем такого
Мужа, каков Одиссей, чтоб его от проклятья избавить.
Если же он возвратится и снова отчизну увидит,
С сыном своим он отметит им за все». Так царица сказала.
В это мгновенье чихнул Телемах, и так сильно, что в целом
Доме как гром раздалось; засмеявшись, Евмею, поспешно
Крикнув его, Пенелопа крылатое бросила слово:
«Добрый Евмей, приведи ты сюда чужеземца немедля;
Слово мое зачихнул Телемах; я теперь несомненно
Знаю, что злые мои женихи неизбежно погибнут все,
Ни один не уйдет от судьбы и от мстительной Керы!"
Чихнул - значит правда - оказывается позицией,  разделяется самим Гомером. Четыре столетия спустя «Анабасисе» Ксенофонта чиханье одного из воинов - описывается, как обнадеживающее — и оправдывающее себя впоследствии — предзнаменование Зевса о спасении войска!  В пересказе Плутарха аналогичное событие произошло накануне морского сражения греков с персами: во время жертвоприношения некто, стоящий справа от Фемистокла, чихает, и это предвещает благополучный для его войска исход сражения . Современник Ксенофонта Аристотель, оглядывавшийся на эту же традицию, также назовет чиханье «предвещательным и священным признаком»!  Еще через триста лет в том же значении упомянет чиханье Феокрит (7-я идиллия, ст. 96; 18-я идиллия, ст. 16). Вместе с тем даже из гомеровского текста ясно и  вполне оправданно  поговоркой, известной уже в античности и дожившей до наших дней: «На всякое чиханье не наздравствуешься»За столетие до Плиния, задававшегося вопросом о происхождении здравицы на чиханье, Цицерон, опровергая веру в предсказания, заметит (в трактате «О дивинации»), что, если верить во всеобщую гармонию и взаимосвязь и при этом всему придавать вещий смысл, то тогда необходимо "придавать важное значение и тому, что споткнулись при ходьбе, и что сломалась телега, и каждому чиханью!"  На русской почве соответствующий контекст восстанавливается прежде всего по «Повести временныx лет». По записи, описывающей события 1068 года, упоминание о страшном нашествии половцев и поражении русских князей сопровождается горестными рассуждениями о пагубе безверия и дьявольских соблазнах.Победа половцев — наказание за греховное забвение Бога и христианских заповедей. Спасения ради, призывает летописец, «возлюбим Господа Бога нашего, постом, и рыданием, и слезами омывая все прегрешения наши». Прегрешения эти тем более велики, что «словом только называемся христианами, а живем, как язычники». Свидетельство тому — распространенная и держащаяся только «по наущению дьявола» вера в приметы: одни, негодует автор, веруют «во встречу» — и «если кто встретит черноризца, то возвращается, так же поступает и встретив кабана или свинью», «другие же в чиханье веруют, которое на самом деле бывает на здравие голове»! Пассаж этот замечателен: в отличие от встречи с черноризцем, кабаном и свиньей, чиханье заслуживает, как видим, внимания и правильного толкования. Летописец видит в нем «здравие голове», симптом здоровья или выздоровления. Похоже, однако, что были и те, кто видели в нем и что-то другое.

-Верить ли в  сверх-естественность "чихания"?Отвлекаясь пока от «языческих» суеверий, связанных с чиханьем, остановимся на том объяснении, которое предлагает летописец. Истолкование чиханья в качестве хорошего предзнаменования было освящено, как уже говорилось выше, библейской сценой оживления пророком Елисеем ребенка сонамитянки (4 Цар. 4:32-35)-«И вошел Елисей в дом, и вот, ребенок умерший лежит на постели его. И вошел, и запер дверь за собою, и помолился Господу. И поднялся и лег над ребенком, и приложил свои уста к его устам, и свои глаза к его глазам, и свои ладони к его ладоням, и простерся на нем, и согрелось тело ребенка. И встал и прошел по горнице взад и вперед; потом опять поднялся и простерся на нем. И чихнул ребенок раз семь, и открыл ребенок глаза свои».Елисей — не маг, а пророк, он — «человек Божий». Важно понимать поэтому, что, возвращая чудотворной молитвой жизнь умершему дитяте, Елисей свидетельствует не о своем, а о божественном деянии, в контексте свидетельства о котором чиханье ребенка — первое знамение именно божественного деяния. Обратим внимание и на то, что ребенок сонамитянки чихает до своего очевидного оживления: он уже не мертв, но еще и не жив, а его семикратное чиханье описывается как нечто, что отмечает границу между мертвым и живым, вообще "поту...- и посю- сторонним" , божественным и социальным, сакральным и мирским, и вместе с тем указывает на чудесную возможность пересечения самой этой границы. В настоящем случае чудо такого пересечения реализуется как возвращение к жизни. В акте чиханья -  дыхание лишено физиологически объяснимого. Чихающий дышит, но в данном случае вдох и выдох избыточны к обычному дыханию, символизируя, скорее, дыхание вообще — дыхание, свидетельствующее о жизни и Боге.В одном из иудейских преданий чиханье так и объясняется — с акцентом на следующий отсюда возможный вывод: «вдохнув» жизнь в человека, Бог «выдыхает» ее в человеческом чиханье. «Раввины объясняют, что когда наш праотец Адам за непослушание сделался смертным, то, по определению Божию, потомки его раз в жизни чихали, а именно — умирая; это происходило до Иакова, который умолил Господа о прощении, и он, чихнув, остался жив. С тех пор, однако, не переставали молиться о здравии чихающих и чиханье служило знаком здоровья — знаком добрым».
Теологические и философские импликации в отношении чиханья развивает и дополняет медицина. О чиханье упоминает, в частности, ученик Парацельса - Иоанн Баптиста ван Гельмонт (1579—1644), рассуждая о существовании особой «дыхательно-духовной» силы, определяющей энергетическую активность человеческого тела. Такая сила, названная Гельмонтом «блаз» (blas — по аналогии с gas), лежит в основе динамического равновесия телесных процессов, но иногда проявляет себя слишком активно (так происходит, например, когда «блаз» противодействует болезни), вызывая у человека жар, кашель и, в частности, чиханье. Чиханье — это, таким образом, внешнее проявление «блаза» и вместе с тем того начала, которое, подобно парацельсовскому «Архею» (archeus — «сердцу элементов), связует микрокосм человека с макрокосмом Божественной вселенной.

У В. Даля в «Пословицах русского народа» читаем: «Чихнешь в понедельник натощак — к подарку, во вторник — к приезжим, в среду — к вестям, в четверг — к похвале, в пятницу — к свиданию, в субботу — к исполнению желаний, в воскресенье — к гостям». В православном соннике чихать во сне означает и радостные перемены, и, если чихать безудержно, неприятные новости. Если не ограничиваться чиханьем человека, можно вспомнить здесь же о суеверном значении кошачьего и лошадиного чиханья: «На чих кошки здравствуй, зубы болеть не станут», «На чох лошади говори: будь здоров — и обругай». Известны и гадания по лошадиному чоху: так, например, в некоторых местах Русского Севера вплоть до 30-х годов на святки, загадав, «слушали» лошадей: если лошадь чихнет, то загаданное (сватовство, женитьба, достаток) сбудется .

Любопытно, что консервирующей формой поверий, связываемых с чиханьем, в наше время выступил детский фольклор. Схожим образом мотив «спасительного» чиханья обыгрывается в одном из стилизованных «Уральских Сказов» Павла Бажова — в многократно переиздававшемся и даже экранизированном в советские годы «Синюшкине колодце» (1939). В этом случае чиханье оказывается спасительным для героя при встрече с колдуньей: старуха- колдунья  протягивает к герою руки, руки растут и уже почти дотягиваются до него, когда, уткнувшись носом в перышки на шапке, он начинает безудержно чихать. «Тут на Илью почихота нашла. Чихал-чихал, кровь носом пошла, а все конца-краю нет. Только чует — голове-то много легче стало. Подхватил тут Илья шапку и на ноги поднялся. Видит — стоит старушонка на том же месте, от злости трясется. Руки у нее до ног Илье дотянулись, а выше-то от земли поднять их не может. Смекнул Илья, что у старухи оплошка вышла — сила не берет, прочихался, высморкался, да и говорит с усмешкой:
— Что, взяла, старая? Не по тебе, видно, кусок!»

- Значит "чихать" - это  хорошо? Чиханье не может быть скрыто. Чихание - беспричинно, чиханье предполагает, однако, такие социальные следствия, которые бы в известной мере эти причины подразумевали. Гротескная иллюстрация такого соответствия — взаимное чиханье двух героев из рассказа Тургенева «Собака» (рассказа, посвященного, кстати говоря, «возможности сверхъестественного»): «...Скворевич чихнул; чихнул и Кинаревич, никогда и ни в чем не отстававший от своего товарища. Антон Степаныч посмотрел одобрительно на обоих».
«Понятное» чиханье извинительно, «непонятное» — нет. Подобно «смеху без причины» чиханье оказывается признаком дурачины, невежества в той мере, в какой причина чиханья — причина реальная или мнимая — не соответствует формализованной для нее социальной санкции. Такое несоответствие разрешается смехом, осуждением и т. д. — то есть разрешается психологически, но прежде всего идеологически. Выразительной иллюстрацией на этот счет может служить сцена, описанная И. Г. Прыжовым в очерках о юродивых и уличных дураках. По наущению рыночных торговцев юродивый дурачок Николаша «зевает и чихает до пота, до изнеможения, а они-то, несчастные, хохочут, хохочут, а после подадут ему копеечку»

Климент Александрийский в трактате «Педагог» (конец II века) наставляет: «Если захочется кому-нибудь случайно чихнуть или вздрогнется вдруг, то должно делать это по возможности тише, соседей не беспокоя; противное было бы обнаружением дурной воспитанности.  И при чиханье шума должно избегать, ноздри слегка сжимая; так всего пристойнее можно сдержать опасное истечение воздуха и регулировать его; слизь же скрывать должно, если чиханье ведет за собой извержение ее. Но служит выражением неуважения и бесчинства, если эти звуки кто еще усиливает, а не подавляет». В одном из самых первых русских руководств по светскому этикету — в знаменитом сборнике «Юности честное зерцало» — читаем; «И сия есть не малая гнусность когда кто часто сморкает, яко бы в трубу, или громко чхает, будто кричит, и тем в прибытии других людей, или в церкви детей малых пужает, и устрашает»Э. Б. Тайлор цитирует французские «Правила вежливости» (1685): «Если его милости случится чихнуть, вы не должны во весь голос кричать: „Бог да благословит вас, сэр", но, сняв шляпу, учтиво поклониться ему и сказать это обращение про себя».
Этикет дозволяет чихать, если этому чиханью сопутствует соответствующая формализация .В противном случае оно грозит быть воспринятым конфликтно — оно либо смешно, либо оскорбительно, либо смешно и оскорбительно вместе . Обманчиво простодушная колыбельная из «Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла рисует на этот счет именно такую — предельно двусмысленную — ситуацию:
Speak roughly to your little boy
And beat him when he sneezes;
He only does it to annoy,
Because he knows it teases
.

Языковое выражение оскорбления чиханьем известно — это распространенная в европейской традиции инвектива «чихать на кого или что-либо». В немецком языке аналогичное выражение переводится в значении «как бы не так!», «держи карман шире». Сказать так — значит, заявить о своем нежелании считаться не просто с кем-то или чем-то, но также и с тем, что а рriori обязывает к обратному. Так, в «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н. В. Гоголя последним штрихом, определившим непримиримую вражду бывших друзей, стало восклицание Ивана Никифоровича: «Начхать я вам на голову, Иван Иванович!» Этого мало: через несколько страниц читателю называется фамилия Ивана Никифоровича. Оказывается, что он Довгочхун (то есть по-украински буквально: «долго, много чихающий»), обнаруживая, как это часто бывает в произведениях Гоголя, гротескное соответствие фамильной этимологии и сюжетной этиологии
В рассказе А. П. Чехова «Смерть чиновника» (1883) чиханье главного героя вообще является основой сюжета — событием, послужившим причиною известного происшествия: экзекутор Иван Дмитриевич Червяков чихнул в затылок статскому генералу Бризжалову,тот же - чрезвычайно от этого расстроился и, не обнадеженный достаточностью извинения, умер. Ничтожное событие становится роковым, а контраст комического начала и, как-никак, трагического итога — отражающим невеселый фарс самой действительности, способной превратить человека в социально и психологически зависимую марионетку. Симптоматично, однако, что чиханье может служить символом такого превращения, пусть даже фарсовым. В функции «закономерной случайности» чиханье определяет характер социального поведения и, в рамках нарратива, характер сюжетного действия. Метафорическое в одном и действительное в другом случае чиханье выражает пренебрежение к этикетно репрезентируемому идеологическому надзору, связующему общество порядку. Только если Иван Никифорович Довгочхун делает это преднамеренно, то бедолага экзекутор — нет, поневоле нарушая ту гармонию, которой сам он всецело предан .
В ситуации идеологически предопределяемого — и идеологически предсказуемого — поведения чиханье демонстрирует, таким образом, очевидные выгоды связываемых с ним соционормативных последствий. Чихающий свободен в непредсказуемости своей психо-соматики и вместе с тем зависим в предсказуемости ее идеологического опосредования — зависим до тех пор, пока чиханье остается приметой социального опыта (веры, этикета, здоровья) и объектом социального внимания.

 

 




с 2007 года - 2024 Авторский сайт О.М. +79219447900 ASTROMARGO