В каждом человеке
дремлют способности, при помощи которых он
может приобрести познания о высших
мирах. Мистик, гностик, теософ всегда
говорили о мирах души и духа, столь же
действительных для них, как и тот мир,
который можно видеть физическими глазами
и осязать руками. Слушающий их в каждое
мгновение вправе сказать себе: то, о чем
они говорят, я также смогу познать, если
разовью в себе некоторые силы, которые
сегодня во мне еще дремлют.
Следовательно,
речь может идти лишь о том, как приступить
к развитию в себе этих способностей.
Наставление к этому могут дать только
те, кто уже обладает в себе этими силами.
С тех пор как
существует род человеческий, всегда
существовали и школы, где люди, обладающие
высшими способностями, давали наставления
искавшим эти способности. Такие школы
называются сокровенными
школами, а
обучение, которое дается в них, называется
тайноведческим, или оккультным обучением.
Такое название, естественно, вызывает
недоразумение. При знакомстве с ним
легко может сложиться мнение, что люди,
причастные к деятельности таких школ,
хотят изобразить собою какой-то особенно
привилегированный класс людей, умышленно
скрывающий свое знание от ближних. Здесь
можно также предположить, что за этим
знанием вообще не кроется ничего
значительного. Ибо если бы оно было
истинным знанием - так иногда склонны
думать, - то незачем было бы делать
из него тайну: можно было бы сообщить
его открыто и сделать его преимущества
доступными для всех.
Посвященные
в природу тайного знания нисколько не
удивляются тому, что непосвященные
мыслят таким образом. В чем состоит
тайна посвящения - это может понять лишь
тот, кто в известной степени сам испытал
это посвящение в высшие тайны бытия.
Можно
спросить: каким же образом у непосвященного
может вообще возникнуть при подобных
условиях какой-либо человеческий интерес
к так называемому тайному знанию? Как
и почему станет он искать нечто, о природе
чего он не может составить себе никакого
представления? Уже в самой основе такого
вопроса лежит совершенно ошибочное
представление о сущности тайного знания.
В действительности
с тайным знанием дело обстоит не иначе,
чем со всяким другим человеческим
знанием и умением. Для обычного человека
это тайное знание является тайной
совершенно в том же смысле, в каком
умение писать является тайной для того,
кто ему не обучался. И как научиться
письму может каждый, кто изберет для
этого правильный способ, так и учеником
или даже учителем тайноведения
может
сделаться каждый, кто найдет для этого
соответствующий путь.
Только в одном
отношении условия здесь будут иными,
нежели при усвоении внешних знаний и
навыков. Человек по причине бедности
или в силу культурных условий, в которых
он родился, может быть лишен возможности
научиться письму; но для тех, кто серьезно
ищет знаний и умений в высших мирах, не
существует никаких препятствий.
Многие
полагают, что нужно непременно пуститься
на поиски учителей высшего знания с
тем, чтобы получить у них разъяснения.
Здесь, однако, следует учесть две вещи.
Во-первых,
тот, кто серьезно стремится к высшему
знанию, не побоится никаких трудностей
и препятствий, чтобы найти посвященного,
который сможет ввести его в высшие тайны
мира. С другой стороны, не каждый может
быть уверен в том, что посвящение найдет
его при любых обстоятельствах, если
только в нем живет серьезное и достойное
стремление к познанию. Существует
естественный закон для всех освященных,
обязывающий их не закрывать ни одному
человеку доступа к подобающему ему
знанию. Но есть и другой, столь же
естественный закон, гласящий, что никому
не следует выдавать что-либо из тайного
знания, если он к тому не призван.
Посвященный
тем совершеннее, чем строже он соблюдает
оба эти закона. Духовная связь, охватывающая
посвященных, это связь не внешняя, но
оба упомянутых закона образуют прочные
скрепы, связующие всех входящих в состав
этого союза. Ты можешь жить в тесной
дружбе с посвященным, и все же ты до тех
пор будешь далек от него, пока не станешь
посвященным сам. Ты можешь в полной мере
пользоваться расположением и любовью
посвященного, но свою тайну он доверит
тебе только тогда, когда ты будешь
подготовлен к ней. Ты можешь льстить
ему или подвергать его пытке: ничто не
заставит его выдать тебе что-либо из
того, что, как он знает, не должно быть
тебе выдано, ибо на этой ступени твоего
развития ты еще не умеешь правильно
воспринять душой эту тайну. Пути, делающие
человека зрелым для принятия тайны,
предуказаны совершенно точно. Их
направление неугасимыми, вечными буквами
предначертано в духовных мирах, где
посвященные хранят высшие тайны. В
древние времена, предшествовавшие нашей
"истории", храмы духа были видимы
также и внешне; теперь же, когда жизнь
стала столь бездуховной, их нет больше
в мире, видимом для внешнего глаза. Но
духовно они присутствуют везде, и каждый
ищущий может
найти их.
Только в своей собственной
душе может человек найти средства,
открывающие для него уста посвященных.
Он должен развить в себе до определенной
высокой степени некоторые качества, и
тогда им могут быть обретены высочайшие
духовные сокровища. Началом должен
послужить определенный основной настрой
души.
Тайновед называет этот основной
настрой путем
почитания, благоговения
перед истиной и познанием. Только тот,
кто обладает им, может стать учеником
тайноведения. Человек, опытный в этой
области, знает, какие наклонности заметны
уже в детстве у людей, становящихся
позднее учениками тайноведения.