Как мы слушаем подростка и что советуем?
Подросток — удивительно
неудобный объект для воспитания. Он не любит, когда ему читают длинные
нотации, да и вообще не терпит замечаний и назидательных советов.
Подросток уверен, что сам всё знает, сам всё умеет.
Он сердится, если с ним спорят, не считается с мнением взрослых, дерзит
и легко обижается. Ему бывает тесно в семейном кругу, скучно среди
будничных разговоров, он тянется к возвышенному, к высшей
справедливости, но не умеет соединять философские рассуждения о высоком
с будничным…
Подростки конфликтны не только со взрослыми, но и со своими
сверстниками. В подростковое время происходит бурная перестройка всего
организма, и у ребёнка может наблюдаться время от времени подавленное
состояние, его могут мучить головные боли, учащённое сердцебиение.
Не ждите от подростка идеального поведения — взрослые для него очень
часто перестают быть кумирами. Он старается искать общения со
сверстниками и, если его обижают, легко покидает дом, который ему в это
тревожное подростковое время особенно нужен. Дом — это его укрытие,
здесь он должен быть уверен в родительской любви и понимании.
Не гоните своими упрёками, претензиями, оскорблениями ребёнка из
единственного его укрытия на улицу, Вы рискуете вытолкнуть его в стаю
таких же, как он, гонимых подростков, c непредсказуемыми последствиями.
В подростковом возрасте дети особенно придирчивы к родным, с которыми они постоянно контактируют.
Как же общаться с детьми в подростковом, переходном возрасте, когда они ещё не взрослые, но уже и не маленькие?
Постарайтесь избегать обращений, содержащих обвинения, оскорбления или
осуждение: «Ты никого не уважаешь», «Сколько тебе можно напоминать?»,
«Ты опять включил без разрешения компьютер?», «Ты сядешь, наконец, за
уроки?».
Наиболее часто встречается пример семейных разногласий и недовольства,
когда подросток включает на полную громкость музыку, телевизор или не
хочет делать уроки — одним словом занимается тем, что ему нравится.
Громкий звук вас раздражает, и особенно возмущает то, что ребёнок так
поступает не первый раз, и хочется немедленно его осадить.
От того, как вы обратитесь к подростку, зависит его реакция: он может
обидеться, ответить грубостью или понять Ваше состояние и пойти на
уступки. Попробуйте поговорить с ним от первого лица или от третьего,
избегая включать в разговор его поведение: «Меня (папу, бабушку,
дедушку) утомляет громкая музыка», «Меня (папу, бабушку, дедушку)
беспокоит отношение детей к урокам, неприятно смотреть на тех, кто
слоняется без дела».
Вопрос отсутствия интереса к выполнению домашних заданий особый: если
Вы видите, что подростку ужас, как не хочется садиться за «противные
уроки», то постарайтесь прояснить его проблему. Возможно, он запустил
учёбу, разуверился в своих силах, а может — это вина учителя, не
умеющего преподавать интересно, увлечённо, кричащего на детей.
Подумайте, что Вы можете изменить к лучшему в данном случае, и не
требуйте от подростка невозможного.
Следует учитывать, что для подросткового возраста характерны повышенная
возбудимость и эмоциональная реактивность. У подростка накоплен
определённый жизненный опыт, он начинает осознавать себя, как личность,
отстаивать своё право на самостоятельность, однако она легко может
уживаться с внушаемостью. Подростки могут быть непоследовательными,
оценивая себя и окружающих людей, поэтому у них могут изменяться и
мнение, и настроение, они легко идут на разрыв дружеских отношений.
В воспитании подростка всё ещё имеет большое значение подражание,
однако оно чаще всего проявляется избирательно — объектом может стать
кто-то из родных или знакомых с привлекательными для ребёнка чертами
характера. Подростка легко покорить, но ещё легче можно потерять
авторитет в его глазах, поэтому в общении с ним требуется особый
педагогический такт.
Очень хорошо, если Вы укрепляете самостоятельность ребёнка, но не
забывайте про его поведение дома, в школе, в общественных местах —
анализируйте, делайте выводы. Самое главное — не будьте равнодушными.
Если подростка в школе обижают, выгоняют с уроков — выясняйте причину,
не пропустите его депрессию!
Научитесь активно слушать своего ребёнка, чтобы помочь ему советом, как
можно скорее снять стрессовое напряжение, возникшее при общении в школе
с учителями или своими сверстниками. Если у ребёнка возникли проблемы,
и Вы интуитивно это почувствовали, постарайтесь удержаться от
немедленных вопросов или спросите: “Что у вас в школе было сегодня
интересного?”
Подросток, возможно, не сразу расскажет о том, что его больше всего
волнует, чем он обеспокоен, но, если почувствует Вашу готовность в
оказании психологической помощи, Ваше уважение и дружелюбие,
обязательно раскроется, чтобы сбросить с себя груз, затаившийся у него
в душе.
Не надо выспрашивать угрожающим тоном, проводить расследование: “Ты
что, двойку получил?”, “Опять опозорился?”, “Что молчишь?”, “Отвечай,
когда тебя спрашивают!”, “Я всё равно узнаю!”, “И не вздумай обманывать
— я тебя насквозь вижу!”. За таким расследованием может немедленно
последовать защитная реакция — уединиться со своими проблемами и
прервать надолго с Вами общение…
Если Вам трудно удержаться от расспросов, то постарайтесь заменить
вопросительные предложения на утвердительные: “Что-то ты сегодня не в
настроении, сынок!”
Не спешите осуждать поведение подростка, если он признается Вам, что
ненавидит кого-то из учителей — возможно, обида или оскорбление очень
глубоки, и самое правильное — вызвать эмоциональную разрядку. Можно
привести отвлечённый пример: “Случается так, что учитель обидит
бездумно и не извинится при этом. Вроде хочет пошутить, а получается
оскорбление — возможно, и у тебя так произошло.”
Если ребёнок расскажет Вам о мучившем его инциденте, то Вы поможете избавиться ему от загнанной вглубь души обиды.
Никогда не отчаивайтесь! Подростковые годы не всё время трудные,
наступают перерывы, и Вы можете постепенно привыкнуть к переменам в
ребёнке. У каждого они происходят по разному: у одних в двенадцать лет
дети доставляют только радость, а в тринадцать грубят и замыкаются, у
других наоборот, но, обычно трудные годы чередуются с приятными.
Если у родителей хватит выдержки и мудрости не оттолкнуть подростка,
принимать и любить таким, какой он есть, то после шестнадцати лет в
доме будут царить долгожданный мир и гармония.
Берегите своих детей, не обижайте их и живите счастливо!