Очевидно, что Артемидорова мантика с завидным постоянством выявляет в сексуальных снах социальное означаемое.
Разумеется, такие сновидения могут сулить и перемены в состоянии здоровья - болезнь или выздоровление; случается им выступать и знаком смерти. Но намного чаще они предвещают успех или крах в делах, обогащение или разорение, семейное благоденствие или раздоры, прибыль или убыток, выгодный брак или несчастливую связь, споры, соперничество, примирения, удачи и неудачи в общественной карьере, ссылка, осуждение. С
ексуальное сновидение предсказывает судьбу сновидца в социуме,роль, которую он исполняет в сцене полового акта, предвосхищает роль, которая будет отведена ему в семье, ремесле, общественной деятельности.
На то есть две причины. Одна из них общего порядка и связана она с особенностями языка, которые широко использует Артемидор. Греческому, как, впрочем, в разной степени и ряду других языков, присуща отчетливо выраженная нерасчлененность сексуального и экономического смысла ряда слов. Так, референтом слова soma, означающего
тело, может выступить также богатство или имущество -"добро"; отсюда возможность замещения телесного "обладания" обладанием имущественным.
Ousia -это сущность, но и состояние (имение), а кроме того, семя: потеря спермы знаменует утрату собственности.
Термин ЫаЬе, "ущерб" обозначет утрату имущества или денег ("убыток"), но применим и тогда, когда человек подвергается насилию или играет в половом акте пассивную роль ("урон"). Артемидор использует также полисемию "долгового словаря": слова, которые означают, что человек, принуждаемый платить долг, пытается избежать уплаты,
могут указывать на сексуальное желание, удовлетворив которое, он освободится: термин anagkaion -"нужное место", или "половой член" -находится на пересечении всех этих значений.
"Ведь мы используем слово "обладать" и для "совокупляться" и для "владеть чем-то".Артемидор рассматривает половой акт, в первую очередь, как
игру превосходства и зависимости: совокупление связывает партнеров отношениями господства и подчиненности; победа одной стороны и поражение другой, оно есть право, осуществляемое одним из партнеров, и необходимость, налагаемая на другого;
статус, из которого извлекают пользу, или же условие, которому подчиняются; использование преимуществ или же приятие ситуации, выгодной для других. Именно это подводит нас к иному аспекту полового акта: Артемидор рассматривает его еще и как игру "экономическую",
игру расходов и доходов:
выгода, удовольствие, приятные ощущения, расход энергии, необходимой для акта, потеря семени, этой драгоценной, жизненно необходимой субстанции, и усталость, следующая за этим. В гораздо большей степени, нежели те или иные варианты, которые могли бы возникнуть вследствие различных поступков или сопутствующих им ощущений, в гораздо большей степени, нежели всевозможные картины, которые могут предстать в сновидении, внимание Артемидора, в ходе анализа притягивают
элементы соития как игры "стратегической" (господство/подчинение) и "экономической" (приход/расход).В подтверждение рассмотрим фрагмент Сонника, наглядно демонстрирующий связь составляющих индивидуума как активного субъекта сексуальных отношений, с тем, что помещает его в поле социальной активности. Одна из глав посвящена значению различных частей тела в сновидении.
Мужской половой орган, именуемый
anagkaion,- в переводе с греческого
"нужный" элемент, требованиям которого мы подчинены и силой которого подчиняем других,- выступает в качестве означающего всей совокупности отношений и практик, определяющих статус индивидуума в городе и мире: семьи, богатства, речевой деятельности, общественного положения, политической жизни, свободы и, наконец, самого имени индивидуума:
"Половой член, во-первых подобен родителям, ибо в нем основа семени; во-вторых, детям, ибо он причина их рождения; далее - жене или любовнице, потому что он нужен в любви; братьям и всем прочим кровным родственникам, так как им складываются все родственные связи. Еще он означает силу и телесное мужество, потому что он сам - причина этих качеств, и оттого некоторые называют его "мужской силой", а также -- речь и воспитание, так как он плодотворен, как плодотворна речь. Еще он
означает достаток и собственность, потому что он то напрягается, то расслабляется и может производить и испускать выделения;
означает нужду, и рабство, и узилище, потому что называется "нужным местом" (anagkaion) и служит знаком принудительности [anagke]; означает достоинство сана, потому что достоинство называется aidos, член - aidion.
Стало быть, член, находящийся на своем месте, предсказывает, что все, что ему подобно, сохранится в прежнем состоянии;
разросшийся, то что увеличится, исчезнувший,то что утратится, удвоенный, то что удвоится (если это не жена и не любовница: их сновидец потеряет, потому что нельзя использовать два члена сразу).
"Я знал одного раба, которому приснилось, что у него даже три члена,и он был отпущен на свободу, получив вместо одного имени три (в дополнение к своему -два, имени отпустившего). Но это единственный случай; основываться же надо не на том, что редко, но на том, что обычно" Картина, открывающаяся при чтении посвященных сексуальным снам глав Артемидорова трактата, весьма типична для античности и представляет собой легко узнаваемый ландшафт нравов и обычаев, многократно засвидетельствованных другими источниками, как более древними, так и современными.
Мы оказываемся в мире, характерной чертой которого является центральное положение персонажа-мужчины и безусловная важность его роли в сексуальных отношениях. Мы оказываемся в мире, где брак ценится достаточно высоко, чтобы быть признанным в качестве лучшего обрамления плотских утех. В мире, где женатый мужчина может содержать любовницу, располагать слугами (юношами и девушками) и посещать проституток. Наконец, в мире, где связь между мужчинами воспринимается как нечто само собой разумеющееся, впрочем, с оговорками, касающимися разницы в возрасте и общественном положении.
Мы видим, что мужской член оказывается на пересечении всех этих игр владения и господства: владения собой -поскольку стоит только уступить ему, и он поработит нас; превосходства над сексуальным партнером - поскольку именно он "проникает", осуществляя обладание; привилегий и положения, поскольку он означает всю сферу родства и социальной деятельности.