ЖАЖДА ОДИНОЧЕСТВА
ПРИНЦ ГАМЛЕТ и ГОЛУБАЯ ФОРЕЛЬ.
(Анализ работы с проблемами одиночества)
В Адлере в горах, есть форелевое хозяйство, где разводят
уникальную форель, которой нет в природе.Её называют Золотой Форелью.Когда из икринок Радужной форели вырастают хищные мальки и
начинают глотать друг друга, их делят на три группы - Форель Радужная, Янтарная и Голубая
и затем, рассаживают по разным
бассейнам с проточной водой.Больше всего в потомстве – Радужных рыбок, почти не заметных
в струях воды, и меньше всего - Голубых. Ясно, что Янтарные и Голубые форельки в природных условиях не выживают :
они слишком заметны в воде на фоне каменистого или песчаного дна. Иная окраска мальков вызвана генетическими отклонениями. Янтарные рыбки имеют небольшие отклонения и с помощью людей
могут дожить, если их не съедят, до зрелости. Размножаясь, они дают потомство такое же как обычная Радужная форель - трёх видов : Радужных, Золотых и Голубых мальков.
Голубые рыбки не доживают до половой зрелости, во всяком
случае, пока ученые хотят закрепить яркие расцветки у
форели, чтобы использовать их, как декоративных аквариумных рыб. Радужную форель продают тут
же, в фирменном магазине в свежем, солёном и копченом виде. В местном ресторане
можно попробовать на вкус различные блюда из форели.Довелось мне побывать и в Македонии.Страна маленькая, небогатая. Македонцы, албанцы, турки... Повезли меня на озеро Охрид. Город с таким же названием один из основных македонских курортов. Красота не описуемая. Самое интересное - рыбка, что водится только в Охридском озере. Рыбка на самом деле замечательная. Голубая форель называется. Нигде в мире ее просто нет. Говорят, что в советские времена рыбка эта была чуть ли не национальной македонской валютой. Ею взятки давали по всей Югославии - в университетах, больницах, даже в судах. Ну и выловили почти всю. Теперь никто не может рыбачить на Охридском озере. Запрещено в течение 5 лет ловить голубую форель.
Но нет правил без исключения. Один ресторанчик имеет её в своем меню. Официально. Рыбка маленькая. Средний размер 20-25 см. Хотя есть особи и побольше! Похожа на обычную речную форель, но чуть поуже, если можно так говорить о рыбе. Мясо белое. Рассыпчатое.
Жарят эту рыбку на гриле. Не солят! Подают с лимоном и перетертым болгарским перцем. Солить нужно уже готовую, сначала полив лимонным соком. Едят сначала спинку. Потом вынимают хребет и отправляют в рот все остальное, включая голову. Вкус потрясающий!
Но самое главное, что голубая форель не имеет специфического рыбного запаха. Это поразительно. Сравнили с радужной форелью. Радужная пахнет рыбой, а голубая нет! Подают, кстати, обе форели на одном блюде. Специально. Чтобы почувствовать разницу! Съесть можно много.Вот такие ассоциации вызывает экскурсия и посещение форелевого хозяйства : есть жизненные ситуации,
в которых, если ты не такой как все - Радужный, Голубой,- тебя съедят раньше других, и скорее всего,
свои же! Есть другие жизненные ситуации, в которых, если ты как все –
тебя съедят, а если ты уникален - тобой будут все любоваться и за твою неординарную жизнь
будут бороться. Вывод очевиден: не хочешь быть съеденным - умей меняться, как жизнь подскажет. Значит, вывод такой - будь универсальным :
иногда
уникальным, а порой, просто - как
все!
У людей все сложнее, чем у рыб…
У нас бывает и жажда жизни и страх смерти, возможно покажется удивительным, но также и жажда смерти – частенько мы слышим, как старики говорят, причитают и молятся : «Господи, забери меня к себе!»
Как ни кажется странным на
первый взгляд, любое сочетание жажды и страха - страх смерти и жажда жизни или наоборот,
страх жизни и жажда смерти, порождает
либо страх одиночества и желание быть как все, либо страх заурядности
и жажду одиночества, как единственности, непохожести - «Я один такой!»Говоря образно: страх смерти приводит к тому, что Золотая
форель жаждет одиночества, т.к. хочет быть избранной, спасенной от сородичей,
а Голубая форель на одиночество обречена судьбой, слишком
жаждущей смерти. Исходная точка в
преодолении одиночества - понять, что порождает проблему одиночества: страх
смерти или жажда смерти? Начало
этих страхов в зачатии, в страхах родителей: быть или не быть сексу, быть или
не быть браку, быть или не быть ребенку … Выявить эти страхи можно, узнав о первой реакции родителей на беременность, на рождение ребенка, на его
болезни и поведение.
Похоже, что шекспировский Гамлет - первый психоаналитик!
Потому что главное, что нужно выяснить у пациента: родители хотели, чтобы он «был?»
или «не был?» Именно это позволит понять, что неосознанно им движет – страх
смерти или жажда смерти. В зависимости от
этого и строятся взаимоотношения с окружающими людьми. Нормальное психическое созревание личности невозможно без
удовлетворения ее потребности в подтверждении - «Я тебя вижу! Я тебя слышу! Я
тебя чувствую! Ты существуешь!» Потребность в подтверждении нашего
существования настолько велика, что часто даже неважно позитивное это
подтверждение или негативное, главное, чтобы не было равнодушия. Но чаще всего проблема одиночества возникает у человека
тогда, когда возникает рассогласование детского опыта родительских
подтверждений и подтверждений, получаемых в настоящем. В практике каждого психолога есть истории, в которых рассогласование прошлого позитивного опыта
родительских подтверждений с отсутствием таких подтверждений в настоящем
сводит человека с ума или доводит до попыток суицида. Часто подобные ситуации
возникают в результате развода родителей, когда прежде горячо любимый и любящий
ребенок остается с матерью, которая теперь просто ненавидит мужа и после
пережитого с ним развода – терпеть не
может ребенка, напоминающего о нем. Прежде горячо любимый ребёнок, как плод любви – остается тоже отвергнутым и покинутым. Человек, выросший среди позитивных родительских
подтверждений, тоже может быть одинок, поскольку ждет от окружающих только
позитивных контактов и всей душой устремляется к позитивным оценкам. Как
правило, его ждет жестокое разочарование,
поскольку окружающие его люди - не могут прощать ему все
и бесконечно восхищаться им – они ведь
ему не родители! Поэтому делается вывод, что ему лгали о своем хорошем к нему отношении,
и, окончательно перестав верить людям,
он отворачивается от них. Это ещё один
путь к одиночеству. Привычка к отсутствию подтверждений заботы и любви,- родители были вечно заняты своими делами, карьерой, устройством
личной жизни и прочее
или к постоянным негативным подтверждениям в свой адрес – неконструктивная критика, излишние
замечания, просто насмешки, беспричинная брань со стороны ближних …Все эти причины не позволяют человеку верить позитивным подтверждениям окружающих. Как правило, такие люди
не верят позитивному отношению к себе со стороны
окружающих. Они не верят в комплименты, в доброе отношение к себе или не
придают ему значения и не обращают на него внимания. Им привычнее упорно добиваться внимания тех, кто равнодушен
к ним, либо даже негативно относится, что и приводит, в конце концов, к
одиночеству. Одиночество может
быть очень опасной проблемой, но проблемой может быть и недостижимость
одиночества. Одна пациентка рассказала мне, что уже около трех лет, если не может заснуть после тяжелого дня,
представляет себе, что она в своём
частном доме, находится одна и никого рядом нет: «Это только мой дом. Это
только мой холодильник, а в нем только то, что я люблю. На столе посуда, которая мне нравится.
В шкафу мои самые любимые платья. И мебель в комнате та, о которой я мечтала. Я
все это трогаю, переставляю, примеряю и, счастливая, засыпаю». Она мечтает быть одна. Что же ей уже не нужны «подтверждения» от окружающих, что
она есть, что она нужна? Нет, конечно! Но желание одиночества сформировалось под давлением
негативных «подтверждений» мужа, который «строит» всю семью. Поэтому дочь рано
вышла замуж и ушла из дома, сын почти не бывает дома, а она работает на
нескольких работах и мечтает, что когда-нибудь будет жить одна и наконец-то
будет счастлива. На консультацию она пришла, чтобы я помогла ей достичь этого
счастья, потому что муж и после развода, которого она добилась с большим
трудом, контролирует ее жизнь и, вдобавок, пытается заставить ее обвенчаться и
опять жить в браке. Она жаждет одиночества, потому что именно одиночество
помогает личности восстановить границы своего Я, нарушенные негативными
«подтверждениями». В таких случаях люди интуитивно стремятся к одиночеству. А
если оно недоступно, компенсируют это общением с психологом, который находит точки
восстановления личности, в
итоге - осуществляет такое позитивное «подтверждение», если его хронически не хватает пациенту. Иногда
аналитика вынуждают осуществлять и «негативное подтверждение», если именно
этого не хватает пациенту. Такой пациент порой -
не предсказуем. Он совершенно бессознательно, но как будто бы
старательно, постоянно играет роль «плохого» клиента. На
прием к психологу он
опаздывает, нарушает все договоренности, забывает деньги, звонит «чуть свет» или за полночь, что
бы спросить о чём-нибудь, как будто бы он забыл или не совсем понял то, о чем вы
ему говорили, он не считается
с принятыми нормами
поведения …Чем лучше вы к нему относитесь, тем хуже он себя ведет.Такой пациент
явно нуждается в негативном
подтверждении для своей
личности, он буквально выводит вас из себя и ждёт, когда же вы ему подтвердите – какой он на самом деле, но при этом он упивается
своей индивидуальностью – «я не
такой, как все!»Иногда приходят пациенты, которым необходимо, чтобы их
игнорировали, т.е. осуществляли подтверждение их изгнания, привычное для них с детства, но
недополучаемое в настоящем. Именно с такими пациентами используют молчание, как
метод психоанализа (психолог, аналитик молча сидит рядом с пациентом, даже если
тот не говорит ни слова весь сеанс).Желание быть в одиночестве понятно, если оно связано с
избытком «негативного подтверждения».
Как ни странно, жажда
одиночества, если как следует покопаться в причинах, порождена страхом
одиночества, который связан с острым страхом смерти, и потому вытесняется в
бессознательное - где ему и место!
Потому что, именно
перинатальные записи зафиксировали страх одиночества беременной мамы и страх
смерти у ребенка, если мать думала, как избавиться от него.
Место страха одиночества занимает идеализация одиночества,
выстраивание собственной «башни из слоновой кости», где можно пребывать в
эмоциональном и социальном одиночестве, потому что «я так хочу».
Общаясь с таким человеком, мы слышим :
- Меня
окружают бесчувственные люди, мои чувства никому не нужны, моих чувств не
понимают...
- Мне говорят, что я бесчувственный, что я не считаюсь с чужими чувствами, я
не понимаю чужих чувств...
Так он описывает свое эмоциональное одиночество.
Социальное одиночество обычно характеризуется словами :
- «Я
никому не нужен, меня просто все используют»
- «Мне
среди них никто не нравится, я просто использую их ( для карьеры, денег,
защиты, здоровья и т.д.)»
Одиночество как защита от одиночества.
Парадокс нашего времени - каких случаев немало в психоаналитической работе.
Чем больше жаждет
пациент одиночества и в словах и в делах, тем больше у аналитика
работы со страхом одиночества и его причинами.
Вопрос только в одном - всех ли надо избавлять от жажды
одиночества?
Для решения этого вопроса придется обратиться к позиции
экзистенциальной психологии, которая рассматривает одиночество
, как изолированность от мира, от других
людей и от части собственной личности.
Обобщая, можно сказать, что одиночество - это всегда
нарушение парности частей внутреннего мира личности, которые К.Юнг
структурировал как Эго - Суперэго (Сверх-Я), Эго - Персона, Эго - Тень, Анима и
Анимус.
- Как проявляет себя одиночество в каждом отдельном случае?
При изоляции Тени, личность, вытесняя свою Тень,
распространяет ее на других.
Потому личность и одинока, ведь вокруг сплошное зло,
а она сама «вечная жертва».
При изоляции Персоны, все оценивают личность иначе, чем она
себя, что мешает человеку найти партнера по себе, ведь он не такой как все. При
изоляции Сверх – Я, личность ощущает себя частью толпы, винтиком ,слабым и
беспомощным, что приводит к формированию Культа личности Правителя , без
которого все они ничто, часть биомассы, производители себе подобных .
Нарушения в паре
Анима –Анимус проявляется чаще всего таким образом :
- -
изоляция Анимуса у женщины - одиночество типа «старая дева», «монашка»;
- -
изоляция Анимуса у мужчин - гомосексуализм;
- -
изоляция Анимы у женщин - лесбиянки;
- -
изоляция Анимы у мужчин - «холостяки», «монахи».
Как определить, есть ли у человека изолированные части
личности, которые опасно «раскупоривать»?
Юнг считал, что у каждого есть не только Эго, но и Тень. Все мы боимся своей
«Тени», т.е. негативного в себе, но не
отрицаем Тень, как факт нашей внутренней жизни. А религия учит: «Все мы грешны! Проси прощение, плачь и кайся!»
Только тот, кто может быть уничтожен собственной «Тенью»,
отрицает её, не нуждается в ней, и, как гласят легенды, готов обменять свою
тень на богатство и власть. На самом же деле, человек заболевает, если теряет
свою Тень, и готов на все, чтобы вернуть её.
Кто знает, как сложилась бы судьба Гамлета, если бы он сказал себе честно, что это его
собственная «Тень», а вовсе не «Тень отца
Гамлета»!
Тень его
собственная "науськивает"
принца Датского на мать и дядю, потому, что не его самого посадили
на трон отца!
И не стоило ему задавать свой знаменитый вопрос - " Быть или не
быть?", отрицая свою собственную
Тень, он уже ответил на свой вопрос – не
быть! Это и есть жажда смерти!
Если, от собственной «Тени» человек
отрекся, как от абсолютного Зла,
то он обрек себя на роль жертвы - абсолютного Добра.
Уничтожая вокруг себя зло, он
в итоге - самого себя уничтожил. Убивать
и воевать - абсолютное добро не может, иначе не было бы
Абсолютным Добром! Убивая и воюя,
хоть с чем или с кем-то, за любую
идею и «справедливость» - в таком случае ты сам становишься злом
для другого, ты уже отрекся от
Абсолютного Добра!
Стремясь наказать всех - лгунов,
предателей и убийц короля, в итоге,
Гамлет наказывает себя, потому что война между
Добром и Злом кипит в его душе.
Идёт
война, в которой нет победителей. Абсолютной Истины
не знает никто, мы все на этой планете
лишь в поиске Абсолюта.
Факторы, которые
предупреждают об опасности борьбы с одиночеством, если оно связано с
изолированностью от части собственной личности:
·
Отрицание теневой части своей личности и абсолютная
идеализация себя, как носителя идеи добра и справедливости;
·
Желание докопаться до истины, разоблачить
предателей и лжецов, и доказать, что все вокруг враги;
·
Желание «не быть», т.е. стремление к смерти,
которое проявляется в желании уничтожить виновных;
Но если ты отрицаешь свою Тень и
творишь зло – это для тебя
непростительно. Значит, следует
неотвратимое самонаказание.
V999
Я просто устаю от общения с людьми!