К достоинствам метода «ночного языка тела»
относится то, что он отвечает всем требованиям к визуальным
наблюдениям: в оперативном плане легкость получения результатов
наблюдения, которые являются высокоинформативными, психологически
точными и обоснованными.
Анализ поз во сне позволяет строить поведенческий профиль личности на
базе наблюдений за пластикой спящего человека. Информативность
наблюдений и точность интерпретаций считается не хуже, чем при анализе
других выразительных движений — мимики, жестов, дыхательных движений и
т.д.
Изучение и оценка поз спящего человека представляют собой
относительно свежие идеи психологической мысли, прошедшие клинические
подтверждения.
Постулат метода заключается в том, что имеется
прямая связь между положением тела во сне и общим стилем жизни
человека. То, как спит человек, отражает то, как он живет. Внимание
наблюдателя должно концентрироваться на исследовании основной позы,
которую человек принимает во время сна. Таким образом, наблюдение за
спящим человеком позволяет изучить глубины его психики, которые в
нормальной дневной деятельности им, возможно, искусно маскируются или
скрываются.
Тезис начала двадцатых годов о том, что изменения пластики
человеческого тела в различных фазах сна, выражаемые в позах сна
данного человека, могут служить индикатором линии его поведения,
получил подтверждения в последние годы благодаря разработкам
американского психиатра-психотерапевта С. Данкелла.
С. Данкелл обосновал, что позы во время сна
представляют собой продолжение оборонительных поведенческих маневров
объекта. Стандартные защиты можно наблюдать в позах, принимаемых в
«зоне сумерек», то есть когда человек, лежа в постели, расслабляется и
готовится провалиться в сон. Такие позы автор метода назвал
«альфа-позой». Они меняются с началом полного сна и переходят в
характерологическую позу — «омега-позу», которая, как правило, является
предпочтительной в течение всей ночи. Именно омега-поза олицетворяет
фундаментальные аспекты образа жизни объекта. Человек может менять
позы, но регулярно будет возвращаться в доминирующую, отражающую
особенности его характерологической защиты. Обычно в этой позе он и
просыпается утром.
Толкование поз основывается на их конфигурации и охвате «постельного
пространства». В течение ночи человек может принимать не одну основную
позу, двигаясь в среднем от двадцати до тридцати пяти раз за ночь.
Охваченный беспокойством человек может совершать и более сотни движений
за ночь. По некоторым данным, человек принимает до дюжины различных
основных поз за ночь. Однако многие из таких положений — это зеркальные
отображения других поз, по сути являющиеся одним и тем же психическим
проявлением. Кроме того, многие позы принимаются лишь на короткое
время, и в сущности являются просто переходными или промежуточными
позами, не имеющими специального значения. Если исключить зеркальные и
промежуточные позы, то большинство людей принимает за ночь только
две-три позы, характеризующие поведение человека. Только когда поза
принимается как предпочтительная на большую часть ночи, ей можно дать
поведенческое толкование.
Поза описывает все дискретные и характерологические защиты. При этом
самих базовых поз и соответствующих им интерпретаций всего четыре. Они
приводятся ниже в том виде, как они определены автором:
Поза «зародыш». Внешние проявления: человек лежит на боку, свернувшись
калачиком с подтянутыми к подбородку коленями, руки и ладони образуют
кольцо, обхватывая колени или подушку. Человек как бы свертывается
вокруг некоей оси — сердечника. Постельное пространство занимается в
углах, обычно верхних, лицо отворачивается от стены.
Интерпретация: скрытое лицо и большая часть внутренних органов,
закрытый руками центр тела говорят о человеке, сопротивляющемся
попыткам подвергнуть себя полному, открытому опыту радостей и огорчений
жизни, человек еще не осмеливается развернуться и подставить себя
событиям жизни. Не позволяя себе раскрыться, в жизни такие люди
проявляют сильную потребность в защите и в «сердечнике», вокруг
которого они могут организовать свою жизнь и от которого могут
зависеть. Линия поведения — зависимая, обеспечивающая безопасность со
стороны более сильного.
«Простертая» поза. Внешние проявления: лицо вниз и набок, человек лежит
на животе, обычно с руками, закинутыми выше головы, вытянутыми ногами и
слегка раздвинутыми ступнями. Поза отражает попытку обрести господство
над постельным пространством.
Интерпретация: защита от неприятных сюрпризов, потребность
регулирования жизни, избегания неожиданных неприятностей, включая
опоздания и негативную реакцию на опоздания других. Такой человек
печется о мелочах, обязателен, точен и аккуратен. Если что-то
препятствует его доминирующим потребностям — человек удвоит силы, чтобы
привести мир в соответствие своим требованиям. Повышенная
чувствительность к неожиданности может проявляться в стремлении спать
по диагонали, достигая этим еще более полного господства над миром сна.
На спине или «королевская» поза. Внешние проявления: человек лежит на
спине лицом вверх, руки и ноги вытянуты вдоль туловища, расслаблены,
слегка раскинуты.
Интерпретация: показатель чувства безопасности, уверенности и силы
личности. Они чувствуют себя как рыба в воде, открыты всему, рады
давать и принимать от жизни все доступное. Разновидностью позы на спине
является «морская звезда», при которой человек широко раскидывает руки
и ноги. Поза символизирует явное смещение акцента с самоуважения на
самовозвеличивание, демонстрацию потребности контролировать ситуацию.
Поза «полузародыш». Наиболее распространенная поза, то есть на бок со слегка подтянутыми коленями.
Интерпретация: хороший «здравый смысл», адекватность личности окружающему миру — ее уравновешенность и надежность.
Приспособленческие способности личности не связаны с чрезмерными
нагрузками. Такие люди не очень ранимы, не ищут защиты перед лицом
неопределенного будущего.
Четыре основные позы определяют общий
смысл, но он подчеркивается или существенно модифицируется положением
рук, ног и других «малых» частей тела. К «малым» частям тела С. Данкелл
относит пятки, лодыжки, запястья, локти, голени, бедра и даже ягодицы.
Положение рук и ног наиболее важно, но и то, как расположены «малые»
части тела, сообщает позе более сложный смысл, а иногда даже меняет ее
общую тональность.
Положение ног во сне свидетельствует о том, как
человек движется по жизни. Многие люди как бы ухватывают ногами постель
или подсовывают одну или две ноги под матрас. Как правило, такие люди
консервативны, сопротивляются переменам в жизни, с осторожностью
относятся к неизвестному и неожиданному. И наоборот, отказ полностью
подчиниться и согласовать себя с действительностью и принятыми нормами
может проявляться в свешивании ноги или ног с края или конца постели.
Скрещенные лодыжки могут характеризовать «стреноженную личность»,
опасливую, безынициативную, слабовольную и неспособную к
самомобилизации. Склонность к комфорту выдают сложенные «бутербродом»
ноги, когда одна нога располагается в точности над другой: бедра,
колени и лодыжки обеих ног соприкасаются друг с другом. Такие люди
стремятся вписываться в ожидания других и избегают конфликтов.
Активность и напористость личности может выглядеть в форме постоянной
готовности шагнуть в дневной мир, что проявляется в вытянутом положении
ног. Если же выпрямленной оказывается только одна нога, а другая при
этом оказывается согнутой в колене под острым углом, причем ступня
иногда подсунута под голень вытянутой ноги, а иногда лежит на ней, — то
это говорит скорее о двойственности натуры, колеблющейся между
агрессивностью и пассивностью, концентрированностью и расслабленностью.
Положение рук во сне также может указывать на напряжение или
расслабление. Если человек во сне за что-то держится — это признак
зависимой натуры. Такой человек может оказаться прилипчивым,
несамостоятельным и не позволяющим себе оставить какую-то опору и
ощущать себя самим собой. Следует также учитывать, что рук у нас две. И
между ними возможны противоречивые расположения. Например, когда одна
рука сжата, в то время как другая свободно свисает с постели. Это
выражает двойственность личности и характеризует индивида с сильным
элементом зависимости, который однако, отказывается этой зависимости
полностью подчиниться. Такая двойственность, выраженная руками,
определяет наличие конфликта между потребностью твердо держаться и
потребностью расслабиться и обычно проявляется во взаимоотношениях с
людьми. Конфликт раздвоенной личности может выразиться как в поиске
сильного партнера, так и в беспокойстве, если этот партнер потребует
высокой эмоциональной отдачи.
Конкретные положения рук, как правило, связаны с основными позами сна.
Для человека, спящего на боку в типичной позе «полузародыша», вполне
естественно держать руки перед туловищем на уровне груди. Люди, лежащие
на спине в «королевской» позе, чаще всего держат руки на матрасе, по
бокам туловища, причем ладони согнуты, демонстрируя максимальную
способность воспринимать внешний мир. В случае «простертой» позы руки
обычно вытянуты выше головы, а локти согнуты.
Однако руки могут привнести в интерпретацию основной позы и новое
значение. Так, в «королевской» позе прочно переплетенные руки,
поддерживающие живот, или сложенные на животе одна над другой, требуют
другого толкования, нежели базовое: это защитная поза. Вытягивание рук
над головой тоже многозначительно. Для лиц, использующих свои
интеллектуальные способности в качестве основного вида защиты,
характерны руки, закинутые за голову в позе на спине, когда голова
покоится между ладонями, а локти разведены в стороны. Полностью
вытянутые вверх руки в той же позе означают слабоволие, бездействие и
пассивность личности. Промежуточное положение рук, как если бы человек
держал над головой гриф штанги, символизирует чувство удовлетворения.
Значение имеет также и положение кистей. Например, сжатые кулаки на
груди лежащего на спине человека совершенно недвусмысленно
демонстрируют его агрессивное внутреннее состояние.
При анализе поз во сне необходимо также учитывать их динамику. В
зависимости от изменения жизненной ситуации меняются и позы сна,
отражая новый тип поведения. Например, человек ложится спать в позе на
спине, затем засыпая, переворачивается на бок. Интерпретируя такое
изменение, можно предположить, что этот человек находится в плену
иллюзий, оценивая себя самого как властелина своего бытия, но глубинное
отношение к жизни, более правдивое, находит свое проявление, раскрывая
наблюдателю чувствительный тип личности, принимающей вещи такими какие
они есть. Первоначальная альфа-поза представляет всего лишь один аспект
личности, но не главную ориентацию. Тело во сне выражает всю личность и
структуру ее отношений с внешним миром, привычные формы защиты и
скрытые в глубине души конфликты. Когда жизнь искривляется, тело в
темноте ночи связывается в узлы, выражая повороты и изгибы нашего бытия.
__________________________________________________ _____________