Сны для толкования надо отбирать. Во-первых, если видение было смутное
или, как в кино, крутилось равнодушно и отдельно от Вас - в таких снах
мало проку. Сон должен врезаться в память, может, и не весь, а только
какая-то часть его, подробность или движение должны запасть в душу.
Самое первое правило: только те сны или то из сна надо брать для
толкования, что окрашено чувством, что, поразило, остановило внимание,
напугало или обрадовало... Во сне для толкования обязательно должна
быть какая-то уловка. Скажем, снится чиновнику его контора и начальник,
подчиненные - все доподлинно, как в жизни. Однако наверняка будет
какая-нибудь странность, которую сразу и не припомнишь, какая-то
неувязка, которая во сне удивит, остановит внимание на себе. В этой
странности - разгадка такого сна. Если ничего во сне нет из
перечисленного - нечего и толковать равнодушную грезу, которая к нам
отношения может не иметь. Любопытно, что и в случае гаданий (любая
хорошая гадалка это подтвердит) легче всего предсказываются события,
окрашенные сильным чувством: болезни, рождения, несчастные случаи - все
то, что поражает человека, удивляет. По-видимому, такое совпадение не
случайно.
Понятно, сны могут быть самого разного масштаба: от мелочей дня до бед
державы. Последние сны называют пророческими. Такой сон разгадывал
Иосиф фараону, и пророк Даниил Навуходоносору. Халдеи с давних пор
славились умением толковать чужие грезы. Давайте научимся и мы с Вами.
Бывают сны, которые сбываются буквально. Это вещие сны. И пророческие,
и вещие сны снятся редко. Чаще всего вообще ничего не снится, как
считают многие люди, потому что снов своих не помнят. На самом деле,
сны снятся всем и каждую ночь. Проснувшись, мы этих снов просто не
помним. Удивительное дело, стоит начать толковать сны, как их
становится больше, их содержание меняется. Видения расцветают красками
и звуками, запахами и даже вкусом, хотя ощущение вкуса во снах бывает
очень редко - это преддверие очень большого жизненного разрешения.
После того, как сновидение выделено из других для толкования, надо
поставить под все главные черты сна соответствующие знаки из сонника и
начать сочинительство путем раздумья. Тут правил, как во всяком
творческом деле, нет. Имеется только техника, прием и опыт. Например,
желательно избежать в размышлениях о сновидении здравого смысла, потому
что у сна иная логика, художественная, логика правды искусства, которая
сильно отличается от логики правды жизни. Чтобы победить во сне - надо
поддаться. Чтобы позвать на помощь - надо ребенку звать маленького папу
или... своих детей. Взрослому, наоборот, лучше звать большого отца или
старых карликов. В следующей главке я отдельно опишу, как надо вести
себя во снах, как, получив во сне, можно обогатиться наяву. Здесь
вернемся к толкованиям.
Легче всего объяснять на примерах. С них и начнем.
Женщине за сорок снится сон, будто она на балу. Играют вальс. К ней
подходит человек и приглашает ее на вальс. Они танцуют, вальсируют.
Человек похож на ее первого мужа. Она кружится в вальсе и неожиданно
видит очень большое свое лицо, над всеми ними висящее как будто
огромный рекламный плакат парит прямо в воздухе над танцующими людьми.
Лицо в точности, как у нее, а губы - необычные, очень яркие,
чувственные, накрашенные, - как это и бывает на рекламных плакатах.
Вроде не ее губы, а нравятся они ей, хотя и дивится их лишней
выставленное видение, их яркости и заметности. И пока она так
раздумывает, из этих губ, изо рта выходит огонь, кругленький шарик
огня. Он расширяется, раздувается и поглощает, сжигает лицо. И тут же
сон меняется.
Вновь ей снится бал. Снова она вальсирует с каким-то человеком и опять
видит огромное висящее над ними свое лицо с такими же яркими
утрированными губами. Из них второй раз выходит огонь и сжигает лицо,
как в первом сне, в точности. Сон на этом заканчивается.
В этом сне отчетливо выделяются: Спящий, бал, быть на балу, вальс,
много людей. Лицо, губы, яркие, чувственные; огонь (именно огонь, как
подчеркнула рассказчица - не пламя); сгорающее лицо и повторение того
же самого события.
Если поглядеть по Соннику, то получится следующий набор дешифрованных,
объясненных значений. Личные дела, семейная жизнь (если видишь себя
отчетливо или присутствуешь, а не глядишь сон, как кино); болезнь,
скверное дело; разговоры, сплетни либо обеспеченность (толпа);
предложение, замужество (вальсировать); рассуждение о своей жизни,
разглядывание себя (висящее лицо); яркие, слишком чувственные губы
(разлука из-за собственной вздорности); огонь - сора, несбыточная мечта
и разочарование; повторение сна, что означает повторение в жизни того
же самого положения.
Каков же растолкованный замысел? Из-за висящего своего лица - это сон,
который - раздумье над прошлым. Вальс - замужество. У этой женщины -
два брака и оба неудачные, с тем и другим мужем она разошлась. Тот и
другой брак вызвали много разговоров и злословия. Причем в особенности
в первом браке - она вышла замуж во время или в результате какой-то
болезни или положения дел, с болезнью связанных (скверные дела).
Причиной развода послужили ее несдержанность и вздорность. Оба брака
закончились ссорой и разочарованием. В том и другом случае она считала
себя правой (губы нравятся). Сейчас она понимает, что ее мечты больше
не сбудутся, в смысле нового брака. Однако несбыточная мечта
осуществилась. Это сон-раздумье над прошлым и одновременно о будущем
(рождение надежды). Сон-размышление обычно будущего не предсказывает,
он скорей, отмечает или показывает, что желательно или возможно. Это
сон - утешающий.
Еще один сон, тоже женщины. Видит она себя в горах. Вокруг туманом все
затянуто. Неожиданно из тумана вылетает к ней птица. Именно к ней
прилетела - она знает про это во сне. Птица большая, как большой
павлин. Только ни на одну из живых, известных ей птиц - она не похожа.
Глаза у птицы живые, прямо человеческие. Грудь белая, а сама вся в
переливах. Жар-птица заморская, одним словом. Полетала она возле спящей
женщины и хвост распустила. Как большой китайский веер расходился этот
хвост, постепенно. Поначалу и не заметила наша спящая дама - каков этот
хвост, не разглядела. А когда разглядела, то увидала немыслимую яркую
красоту и еще, будто весь он, в драгоценных каменьях, хотя то были
ненастоящие каменья. Показала хвост и улетела птица. Давайте, опять
перечислим, два набора знаков. Во сне: горы, туман, птица большая
красивая, непохожая на живых известных птиц; хвост очень красивый,
драгоценные каменья; улетела птица.
По традиционному соннику мы можем узнать значение символов. Горы голые
- тревога и одновременно, видеть гору - затруднение. Туман -
неизвестность, а птица - гость, её хвост - последствия какой то
ситуации.
Толкование предлагается такое: спящая женщина, в то время, когда видела
этот сон, находилась в ужасной тревоге и в затруднениях (ужасной,
потому что горы высокие). Впереди в ее жизни все оказывалось
неопределенным (туман). И вот к ней приезжает кто-то. Птица может
означать и гостя, но тут подчеркнуто во сне, что глаза живые, прямо
человечьи. Этот человек, гость, не похож на окружающих, необычный и
скорей всего из-за границы, откуда-то издалека (птица заморская,
жар-птица). С другой стороны, поскольку это жар-птица, то это судьба,
поворот судьбы, счастье. Этот гость принесет счастье, с ним связаны
будут перемены в жизни. Причем эти перемены наступят постепенно (не
сразу замечает красоту хвоста). Хвост - последствия. Так что
последствия еще долго будут себя проявлять в самых разных вариантах.
Долго, потому что медленно хвост раскрывался. А разнообразие перемен,
последствий связано с переливами. Все эти последствия, перемены
приведут к исполнению сокровеннейших желаний, (красота означает
исполнение желаний - сбывшиеся мечты). Драгоценные камни, а именно
бриллианты - это в частности, для женщины может быть замужество, очень
желанное. Однако камни - не настоящие, а только вроде нарисованы на
хвосте, так что замужества как такового не будет, а будут близкие
отношения.
Так и вышло через некоторое время у этой женщины. Приехал совершенно
неожиданно к ней в дом гость заморский, а после его отъезда и начались
все перемены, и последствия были долгими, разнообразными и очень
благоприятными.
В этом красивом сне удивительной силы содержится предсказание. Это сон, безусловно, вещий.
Сон матери про сына. Кажется ей - сын идет к ее дому. Она к нему
устремляется, и вдруг, будто кто-то меж ними штору, ширму зеленую
задвинул и отделил. И тут же огромный лес вырос на месте этой ширмы.
Сын идет к ней, она видит его - это означает ее желание, чтобы сын жил
с нею. Дальше сон очевиден. Зеленая ширма - преграда, разделяющая их.
Преграда тонкая, а зеленый цвет - надежда. Однако надежде не суждено
осуществиться. Большой лес - чужая сторона, куда уехал сын. Чужая
сторона отделила надолго.
Можно до бесконечности приводить сны и удачное их толкование.
Ограничимся еще одним, поскольку наша цель научиться толковать
сновидения, а не составить книгу сновидений, пусть даже интересных.
Сон взрослого мужчины, около пятидесяти лет. Он находится на берегу
реки, причем река эта, как в средней полосе - широкая, вода течет
спокойно, чистая вода, и даже дно видно, хотя нет особой яркости.
Однако берег - каменный, в валунах, кусках скалы, не земляной, а
каменистый. Вроде к каменной тоже стене приделана картина, которую
спящий человек собирается рисовать. День серый. Небо белое. И видит,
вода несет неторопливо какой-то предмет, который вблизи оказывается
вовсе и не предметом, а большой собакой. Собака эта выбирается на
берег, ложится на камни. Спящий человек гладит ее. У собаки
удивительные глаза, совсем желтые и очень странные. Спящий человек
начинает рисовать картину, как бы доканчивать ее. На картине едва
намечены эскизно какие-то стеклянные тонкостенные бокалы, а в них
цветы. Ярких цветов нет. Он дорисовывает картину, не особо, впрочем,
стараясь.
Какой тут ряд знаков? Река, берег реки - он находится на берегу, камни.
Вода приносит собаку. Глаза странные. Дружелюбие с собакой. Рисовать,
дорисовывать картину.
По Соннику: Река - дорога (одно из значений). Судьба (река жизни).
Берег реки - достижение намеченной цели. Вода несёт - само придет.
Собака - друг; собака ложится на берегу, на камни (камни одновременно -
испуг, стоять или идти по ним - затруднения). Странные глаза - перемены
важные к чему- то лучшему, в любом начинании. Рисовать - нежданные
доходы от пустячного дела. Стекло - страх; цветы - удовольствия...
Растолкуем теперь. Спящий готовится к какой-то дальней и важной
поездке, которая должна привести его к достижению судьбоносной цели.
День, однако, пасмурный, хотя и без дождя и туч, ровное небо. Нет у
спящего в душе радости, сияния. И поскольку берег каменный (он стоит на
нем, ходит), то спящий еще и боится, что никакого достижения цели не
выйдет из-за всякого рода затруднений (много камней больших и
маленьких). Тем не менее, спустя какое-то время, когда он доедет туда,
куда стремится, большой его друг, (собака - друг), сам придет на помощь
и отгородит спящего от трудностей (легла собака на камни). Произойдут в
результате важные перемены к улучшению в жизни (удивлённый и странный
взгляд собаки). Причем начнется все с совсем неожиданных доходов от
какого-то не очень важного пустячного дела, начатого до поездки.
Заканчивать (дорисовывать картину) это дело придется спешно. Эта
поспешность будет беспокоить спящего человека, но несильно и недолго,
что главное (стекло - испуг, но стекло - тонкое, то есть не долгое
время; толщина - это время). Большое удовольствие принесет, спящему
человеку такой поворот дел (цветы).
Теперь, ответим на самый главный вопрос, каким образом один набор
знаков сна, главных черточек сновидения, переведенный в другой набор
значений по Соннику, порождает толкование?
Ответ - единственный. Толкование должно родиться!
Как рождается из собранного материала, записей сюжет рассказа или
возникает, рождается стройная теория в мозгу ученого, размышляющего
снова над набором фактов и наблюдений. Это рождение - действие
творческое, вот от чего толкование снов - искусство, должно быть, и
есть обязательное творческое усилие. Видимо, недаром знаменитому химику
Кекуле после долгих мучительных раздумий формула бензола явилась в
сновидении. А лучшая соната Тартинни была сыграна ему во сне Дьяволом.
Всякий человек способен толковать сны, потому что всякий человек
способен к творчеству. Все люди - творцы, раз мы созданы по образу и
подобию Господа, про которого мы знаем из Священного Писания только
одно, что Он был Творцом.
Другое дело, что надо постараться привыкнуть к раздумьям над снами,
развить свою интуицию в смысле отбора снов и главных черт внутри
сновидения. Недолгая практика позволит это совершить. А в тот день,
когда вдруг родится первое толкование выбранного сна - Вам многое
откроется.
Потому что самое малое творчество словами не описывается, творчество
можно лишь познать лично, оно открывается человеку, как некий дар.
Когда Вы станете припоминать значительные свои сны и раздумывать над
ними по приведенным выше правилам, Вам легко будет сопоставить верность
Вашего толкования и последующей жизни. На примере этих прошлых
сновидений легче всего начать и родить первое толкование. После этого
дело пойдет гладко.